Успех проекта здания или офиса полностью зависит от успеха проекта СКС

С началом этапа проектирования стартует жизненный цикл СКС объекта.

От кого зависит успех этапа проектирования СКС? На этот вопрос ответ чуть позже.

Качество проектной документации в значительной мере определяет, какой будет построенная СКС, как она будет строиться, как  будет эксплуатироваться и какую пользу она принесёт Заказчику.

Пояснительная записка, соответствие нормативным документам, привязка к архитектуре, топология, спецификация, взаимодействие со смежными инженерными системами, методология приемо-сдаточных испытаний, требования к инсталлятору, гарантия от производителя, план проведения работ, охрана труда, защита окружающей среды — это и ещё многое другое отражено в проектной документации.

И последующие самые самоотверженные усилия тендерного комитета Заказчика и выбранной им самой опытной и грамотной монтажной организации по СКС уже ничего не исправят. По проектной документации на «Запорожец» не соберешь электро-автомобиль  «Tesla».

Что такое СКС, из чего она состоит и зачем она нужна, при старте проекта здания зачастую почти никто из участников проекта не знает.

Об СКС, обычно, у Заказчика смутное представление. И даже наличие внутренних корпоративных стандартов на СКС у крупных корпораций не проясняет этот вопрос. Дело в том, что эти документы, нередко, устаревают еще до их утверждения.

У генподрядных проектных организации, как правило, представление об СКС отсутствует напрочь. Они знают, как оформлять проектную документацию в соответствии с местным законодательством,  как проходить госэкспертизу, они разбираются в строительных конструкциях, воде, тепле, сантехнике, электричестве, освещении. Они знают, что должна быть лестничная клетка, какой ширины должен быть коридор, они подумают о туалетах, а вот выделить для этажного телекоммуникационного кросса в клинике отдельное помещение у них рука не поднимется. Они экономят драгоценные квадратные метры и не собираются их отдавать под служебные помещения СКС.

Они пока ещё не знают, что в Украине СКС существует уже на легальном основании – с  начала 2019 года действует в стране международный стандарт по СКС: ISO/IEC 11801 (2018) части 1-6.

Генподрядные проектные организации, зачастую не знают, что ЛВС и СКС это разные инженерные системы и очень часто включают их в один раздел проектной документации.

Спросить их: «Какой категории должен быть медный кабель СКС на их новом объекте в соответствии с действующим украинским законодательством?»  Они не скажут, не знают, не задумывались, им это не интересно. Не поможет им и наличие проектной документации с ранее построенного объекта аналогичного назначения. Ведь к текущему времени  решения той проектной документации уже устарели.

Опыт ИТ департамента Заказчика также не всегда может помочь, ведь у них имеется  опыт эксплуатации объектов с инфраструктурой былых времён. Человек, который мастерски много лет управляет повозкой, не придумает автомобиль — он хорошо знает, только как улучшить свою повозку.

К проектированию СКС обязательно должны привлекаться компании авторизованные инсталляторы СКС и у их сотрудников  обязательно должны быть  личные сертификаты на проектирование СКС от производителей СКС. И ещё очень важно, чтобы у них были действующие стандарты  TIA, ANSI, ISO, IEC, BICSI по СКС. Большинство нужных международных  стандартов по СКС в Украине ещё не введено в действие, однако разработку СКС нужно вести именно по ним.

Если у ваших проектировщиков СКС нет личных экземпляров необходимых стандартов по СКС, то они не проектировщики, а просто ими называются.

Важная тема – взаимоотношения инженерных систем здания и СКС. Представим, что есть норма – все слаботочные инженерные системы здания должны  работать через СКС. То есть, отдельные инженерные системы не проектируют для себя свои кабельные трассы, они не предусматривают  для себя свои собственные кабели для передачи данных. Они расставляют свои абонентские точки по помещениям здания и подключаются к ближайшим консолидационным точкам СКС, а по СКС уже добираются к своему центральному оборудованию в кроссе или серверной.

Такой подход даёт массу преимуществ инвестору, генподрядчику по проектированию, генподрядчику по  монтажу, владельцу объекта:

  • Упрощается проектирование. Уходит борьба инженерных систем за пространство, снижается трудоемкость разработки  инженерных систем (не нужно проектировать трассы и кабели), снижается объем  согласований  между проектами отдельных инженерных систем;
  • Упрощается монтаж, сокращаются сроки монтажа. Уменьшается количество подрядных организаций, «бегающих» по объекту: только одна организация (первая) прокладывает трассы, только одна организация (вторая) прокладывает информационные кабели.  Снижается время присутствия  подрядчиков по отдельным инженерным системам  на объекте. Им остаётся только установить свои «абонентские» точки и центральное оборудование — и они готовы к пуско-наладке.
  • Упрощается управление процессом монтажа инженерных систем. Исчезает привычный муравейник снующих туда-сюда монтажных бригад от подрядчиков по разным слаботочным инженерным системам, уходят естественные производственные конфликты, исчезает необходимость множества согласований и разрешений;
  • Снижается стоимость владения объектом. Одна организация обслуживает кабельную систему здания, к  которой подключены десятки инженерных систем.

На этапе монтажа эту тему поздно обсуждать, решение нужно принимать ещё до начала этапа проектирования.

И этот вопрос проектировщик СКС сам решить не может, это вне его возможностей – этот вопрос может решить инвестор, владелец или генподрядчик. (Тогда может быть жизненный цикл СКС объекта начинается не с проектирования, а раньше?)

От кого зависит успех этапа проектирования? От Заказчика.  Его веса и влияния достаточно для успеха в создании СКС. Он может усилить генпроектировщика квалифицированным исполнителем по СКС. Он может установить роль СКС для проекта объекта. Успех проекта СКС успех открывает путь к успеху проекта объекта в целом. И Заказчик более всех заинтересован в этом.