10 января 2006
Публикуя статью о точках консолидации в СКС («СиБ», 2005, № 5), редакция и не предполагала насколько злободневной темы коснулся автор. Более того, оказалось, что взгляды на ТК различаются даже у специалистов, и точка консолидации чуть не стала точкой раздора. В статье опубликована точка зрения Романа Китаева, директора по продажам Systimax Solutions в России.
Прежде всего, хотелось бы поблагодарить журнал «Сети и бизнес» за возможность высказать мнение компании SYSTIMAX Solutions, производителя СКС SYSTIMAX, об использовании точек консолидации (ТК) в СКС.
Общего ответа на вопрос об использовании ТК не существует. Для каждого проекта свойственны свои особенности и, соответственно, для каждого проекта принимать решение необходимо по отдельности, в привязке к существующим условиям (в чем и состоит мастерство проектировщика — предложить заказчику наиболее разумное решение для его конкретного объекта).
Вопрос о ТК подразделяется на два аспекта:
- Когда имеет смысл применять ТК?
- Какую аппаратную реализацию ТК имеет смысл использовать?
Применение ТК
ТК применяются в том случае, когда расположение розеток на рабочих местах неизвестно в момент начала реализации проекта, либо расположение розеток может значительно меняться в течение срока эксплуатации СКС.
Второй, более интересный, момент использования ТК связан с построением СКС, которая обслуживает не только сети передачи голоса и данных, но всю слаботочную инфраструктуру здания. В этом случае все здание разбивается на зоны обслуживания и в центре каждой зоны устанавливается ТК, от которой протягиваются кабели ко всем оконечным слаботочным устройствам (датчикам и т.д.), включая розетки для голоса и данных. Эта концепция активно используется при построении «интеллектуальных зданий» для упрощения эксплуатации слаботочной инфраструктуры.
Реализация ТК
В принципе, ТК может быть реализована на любом кроссовом оборудовании: панелях RJ-45, панелях типа 110, наборных панелях из розеток RJ-45. Соответственно, выбор конкретной реализации зависит от условий конкретного объекта, но, тем не менее, можно отметить несколько общих принципов:
- Для унификации эксплуатации имеет смысл строить ТК на базе тех кроссовых решений, которые используются в этажных кроссах.
- В соответствии со стандартами (TIA/EIA-568-B.1 Section 6.4.2. and ISO/IEC 11801 Section 5.7.6) ТК должна находиться на расстоянии не менее 15 м от этажного кросса.
- Рекомендуется, чтобы ТК располагалась в доступном месте и обслуживала не более 12 розеток.
- ТК может быть реализована на базе панелей RJ-45, панелей типа 110, наборных панелей. Также возможны различные варианты установки: в металлическом и пластиковом боксах, настенном и напольном креплении, в фальшполе, под фальшпотолком и т.д.
Я не готов согласиться с мнением моего коллеги Александра Савчука относительно некоторых ограничивающих моментов на применение ТК; цитирую: «Точка консолидации ухудшает характеристики канала СКС…» или «Решения Категории 6 также нельзя назвать качественными…»
Как известно, ТК является составной частью канала СКС, и ее использование полностью учтено в стандартах в разделе параметров каналов СКС Категории 5е и Категории 6 (стандартный канал имеет 4 соединения). Естественно, применение дополнительного соединения делает собственно электрические параметры хуже, но они все равно остаются в рамках значений, необходимых для поддержки протоколов. Если оборудование какого-либо производителя СКС не позволяет строить каналы с 4-мя соединениями для Категории 5е и Категории 6, то это проблема производителя СКС, а не самой технологии.
Следуя этой логике, можно отказаться от использования любого (!) компонента канала СКС (или уменьшать длину кабеля в канале), потому что каждый из них естественным образом ухудшает электрические параметры тракта.
Суммируем вышесказанное:
ТК — это полностью одобренный стандартами элемент кабельных каналов Категории 5е и Категории 6.
Решение использовать или не использовать ТК на конкретном объекте должно приниматься только после рассмотрения условий объекта и в привязке к бюджету проекта.
ТК может быть реализована на кроссовом оборудовании самого различного типа с различными методами крепления и физической защиты.