5 апреля 2004
Пролог
На планерке у Заказчика (начало марта 2004 года) вскользь затрагивается тема строительства нового корпуса (пусть он называется корпус “D”) и подключение его со временем к существующей корпоративной информационной сети.
Предмет обсуждения — прохождение трасс подземных коммуникаций (закладных труб). Надо определить от какого из ближайших корпусов вести (строить) подземную кабельную трассу: от корпуса “A” или от корпуса “C”. Центр сети находится в корпусе “B”, который соединен подземными коммуникациями с корпусами “A” и “C”, и который находится значительно дальше от корпуса “D”.
По трассам будут проходить все слаботочные коммуникации: охранка, пожарка, автоматизация, телефония, локальная сеть и др.
Обсуждаются трубы последовательно для каждой «службы»: диаметр труб, какие трубы отводятся, необходимость резерва и т.д. Трасса от корпуса “A” представляется большинству более предпочтительной, т.к. он находится ближе.
Доходит очередь до нас, и мы просим обеспечить 100% резерв по количеству труб, и еще просим заложить трассы, как от корпуса “A”, так и от корпуса “C”.
Обоснование.
100% запас? Потребность в кабелях будет все время расти, и сколько бы труб мы не заложили, их все равно через какое-то время не хватит, так лучше это время отодвинуть дальше.
Зачем две трассы? Мы говорим, что в течение ближайших 15-20 лет нашу трассу обязательно перекопают, и без всякого злого умысла, и полтора метра глубины не поможет. Во всяком случае, как пишут в «умных» книжках, мы не должны забывать о надежности, безотказности и резервировании.
Все посмеялись, известна цена умных советов на тему как сэкономить пару десятков миллионов.
Трассу “A-D” нам утверждают, а о дополнительной («лишней») трассе “C-D” обещают подумать в будущем, когда наступит более благоприятная обстановка.
Событие 1 апреля 2004 года. В офисе
Звонит с объекта наш бригадир и говорит, что повреждены входные городские коммуникации.
Какие коммуникации? -Оптическая линия (бронированная, 12 волокон) и еще какие-то два кабеля.
Как можно повредить кабель на глубине около метра, да еще и в толстой бетонной трубе? -Экскаватор.
Какой экскаватор? Тот, что делал траншею.
Какую траншею? -А этого я не знаю.
Помним, какой сегодня день и поэтому спокойно говорим: «Вызывай прораба, пусть сообщает по команде своему начальству».
Через полчаса звонит директор Заказчика и говорит, что есть проблемы с оптикой.
А еще через полчаса звонок от главного инженера генерального подрядчика (строители) на ту же тему.
Делать нечего, выезжаем на объект, пребывая в полной уверенности, что нас разыгрывают.
На объекте
Сразу видим траншею поперек кабельной трассы и убеждаемся, что все это реально.
По краям траншеи видны «половинки» трубы с торчащими из них кабелями.
Очень красиво выглядит на срезе (разрыве) оптический кабель.
Похож на экзотический цветок или произведение абстрактного искусства.
Часть кабелей не была полностью разорвана, а только повреждена внешняя оболочка:
Через разрушенную трубу проходили кабели внешних коммуникаций от нескольких телефонных операторов и выделенная оптическая линия с другим офисом компании, расположенным на расстоянии около 10 километров.
И труба лежала на этом месте в целости и сохранности почти 20 лет.
Тот самый экскаватор.
После события
Были вызваны поставщики услуг, они оперативно сделали свою работу, выставили счета и получили свои деньги. Вопросы, связанные с технологией и стоимостью восстановления, выходят за рамки данной статьи.
В описанном случае все происходило относительно спокойно, так как каналы в этой трубе не эксплуатировались (временно, на время реконструкции).
Эпилог
Ясно, что после этого случая уже никто не воспринимал гипотезу будущего повреждения подземных коммуникаций как нечто абсолютно невероятное и невозможное.
Все также поняли, что о мгновенном восстановлении работоспособности канала и речи быть не может.
А убытки, к которым приведет простой, связанный со временем, необходимым для восстановления канала? Ведь в каждом корпусе до сотни пользователей в корпоративной сети.
Обещанное будущее с благоприятной обстановкой для трассы “C-D” наступило, и „лишняя” трасса была утверждена.
Строители для надежности предложили также залить трубы в новой трассе бетоном, чтобы следующий экскаватор обломал об него все свои зубы.
Попытка анализа
В трубе было пять кабелей.
Почему были разорваны не все кабели, а только три из них?
Почему один кабель срезан как ножом у края трубы, а другие нет?
Почему два кабеля все-таки устояли? Почему экскаватор с ними не справился?
Ответ попробуем поискать в колодцах, расположенных по обе стороны от места «аварии».
Поднимаем крышку люка.
Этот люк поддался непросто. Отсутствие «ушек» – лучшая защита от вандалов.
Смотрим в колодец, и возникают некоторые версии.
Запас в несколько метров кабеля в колодце существенно повышает шансы кабельной линии на выживание. Экскаватор поднимает ковш не мгновенно, а с какой-то ограниченной скоростью, ковш ломает трубу и поднимает ее вверх. Труба, поднимаясь, тянет за собой кабели. Если у кабеля есть возможность двигаться за трубой, то шансы на выживание у него появляются, если нет, то все, конец — острый край трубы или зуб ковша режут его на части.
В нашем случае уцелели именно два кабеля от одного оператора связи, и у него здесь было только два кабеля.
Вывод 1. В каждом «минусе», есть свои «плюсы». Благодаря этим практическим учениям (ситуационное моделирование), «книжные» знания по надежности и резервированию получили признание у руководителей Заказчика.
Вывод 2. Есть кабели, которым экскаваторы нипочем.
Вывод 3. К встрече с экскаватором надо готовиться заранее.
Михаил Батьковский, mbat@scs.ua