16 февраля 2011
Технический директор «Нового канала» Дмитрий Оркуша о переезде телеканала, о сложностях, связанных с этим, о специфике размещения технологических помещений и студий, переоснащении телеканала и технической базе.
Д.В.Оркуша в 1990 году окончил Техникум радиоэлектронного приборостроения, а в 1996 – электротехнический факультет Технического института по специальности «Эксплуатация видео- и звукотехники». До Нового канала работал на телекомпаниях «Перспектива ТВ», «Дельта ТВ», УМК «Дельта» в должности главного инженера.
— Когда и в какие сроки канал переехал, по каким причинам?
— На данный момент Новый канал полностью переехал (с ул. Нагорной 24/1 на ул. Тургеневскую, 25), и другого места, где находится что-либо из служб канала, не существует, но назвать это постоянной и сформировавшейся инфраструктурой пока нельзя, поскольку незакончена инсталляция технологического аппаратно-студийного комплекса. Еще не запущена в эксплуатацию студия, не достроен шестой этаж, мы даже не приступали к этому, не работает система вентиляции и кондиционирования так, как хотелось бы, даже не подключена полностью необходимая нам мощность.
Мы начали проектирование нового здания летом 2009 года, к строительным работам приступили в декабре. Нам досталось уже готовое здание, построенное как выставочно-экспозиционный комплекс, совершенно неподходящий для потребностей телевидения, даже, скорее, построенное специально не так, как должно быть. Теперь точно могу сказать, что значительно дешевле и проще строить новое здание для целей телевидения, чем приспосабливать существующее.
Причины переезда банальны. Новый канал арендовал прошлое помещение с 1998 года, а новые балансодержатели (здание принадлежит государству) посчитали нужным освободить его полностью под свои потребности. Мы были последними, кто выехал, хотя еще остался канал М1, у них продлен договор до марта, и они уже нашли себе помещение, занимаются сейчас тем же, чем мы занимались год назад.
— С какими сложностями столкнулся телеканал при переезде?
— Проблем возникло очень много, потому что для телевидения существует специфика размещения технологических помещений и студий. Например, крайне нежелательно размещать мощную инженерную вентиляцию или электричество в непосредственной близости от аппаратной, также плохо размещать студию возле главной лестницы, где ходит много людей, движется лифт и так далее. Если в новом здании возможно разнести всё продуманно на уровне архитектуры, даже в том же плане застройки, то у нас это уже было как данность. Очень плохо присутствие колонн в студии, их очень сложно обходить, но их не уберешь в существующем здании.
Мы пытались вписать сюда максимально удовлетворяющую нас планировку, и в связи с этим сталкивались как с трудностями проектирования, так и по производству работ. Опять-таки, найти архитектора или архитектурную компанию, которая имела бы опыт подобных работ, в Украине очень сложно. Сейчас строятся очень много телеканалов и возможно такие фирмы уже появятся, но я, честно говоря, не помню, чтобы кто-то нанимал профессионального архитектора, у которого уже есть опыт работы для телеканала, каждый раз нанимаются новые люди, которые учатся на своих ошибках. Соответственно, многие не знают и не понимают специфики, а ведь по классификации проектирования помещений аппаратно-студийные комплексы относятся к пятой (высшей) категории сложности. То есть, самая первая сложность в нашей ситуации – правильно разместить, должен быть правильный технолог.
Также существует проблема с шумом, слышно все: хождение людей по коридору, работа оборудования, особенно вентиляционного. У нас происходит постоянная борьба с различного рода помехами, которые приходят извне – по электрическим сетям, по эфиру, если что-то рядом излучает мощные волны. Электрическая сеть очень засорена, и от помех приходится постоянно отбиваться, учитывая, что мы находимся в центре города. Поэтому с шумом боремся везде и постоянно. Очень много вложено сил и денег в акустический проект студийного помещения. Определенного эффекта мы добились, и у нас было уже несколько тестовых съемок, все прошло нормально.
Еще одной сложностью стали сжатые сроки. Новый канал должен был освободить помещение, в котором находился ранее, очень быстро, а в новом здании еще не были готовы, поэтому мы въезжали по частям. Сначала переехал офис, наиболее простая структура, потом пришлось все-таки собрать временную технологию, которая работает и сейчас. Например, на кухне у нас расположена эфирная аппаратная, в будущей комнате водителей – студийная аппаратная, в зоне open-space на четвертом этаже – студия. Мы приняли такое решение, потому что другого, честно говоря, не было. Мы пытались найти готовый продакшн и взять его в аренду, но не нашли, потому что если канал имеет 24 часа эфира и большой объем материала (и собственное производство, и архивные файлы), то это тянет за собой вереницу служб, и сделать так, чтобы все это работало в разных местах, невозможно. Поэтому мы собрали по крупицам то, что у нас было из неиспользованного оборудования, частично использовали то, что работало в старой технологии на старом месте. В общем, получилось так, что мы за субботу, воскресенье и понедельник разобрали студию и полностью собрали её здесь. Конечно, свет другой, вернее система подвеса, светильники все переехали, декорации, электрика, и за ночь мы перевезли эфирную аппаратную. Новый канал не останавливал эфир, и надеюсь, что зритель не заметил каких-то нюансов. Естественно, сейчас стали хуже звук и картинка, чем были на прежнем месте, хорошо, что для обычного зрителя это незаметно. Надеюсь, мы все это исправим в скором времени.
Наиболее неизведанным является вентиляция и кондиционирование, и, судя по общению с коллегами, у всех, кто с этим сталкивался, были проблемы. Мы планировали, что эта система будет работать во время съемки, то есть, она должна быть такой тихой, чтобы микрофон ее не слышал. Вот этого мы не получили в результате. Есть надежда, что донастроим.
А в целом, все можно решить, если постараться.
— Переезд технической базы проводился своими силами или привлекались сторонние специалисты?
— Мы комбинировали. То, что нужно было делать быстро и наверняка, делали сами. А то, что могло подождать и не требовало большого объема труда, доверяли наемным специалистам.
— Переезд – это шанс на переоснащение. Вы им воспользовались? Что вам удалось переоснастить, сделать по-новому?
— Этим шансом мы не воспользовались в полной мере, потому что стройка обычно забирает очень много средств, все деньги ушли на обустройство в этом здании, и мы покупали только самое необходимое.
У нас поменялась расстановка оборудования под новое место, мы выделили отдельно центральную аппаратную, в которую свели все шкафы с оборудованием, раньше у нас такого не было, все было разбросано по зданию. Сейчас же все сконцентрировано и это, соответственно, потребовало закупки материалов.
Мы обновили совсем древнее оборудование, которое не было смысла перевозить и инсталлировать на новом месте, например, звуковой микшер. Также кардинально поменяли коммутационную матрицу, те вещи, которые очень тяжело менять в будущем, и на которых много завязано по кабельным соединениям и по технологии работы. Поменяли полностью мониторы и студийные аппараты, которые уже нельзя было использовать даже на старом месте.
По сути, процесс поддержания, кардинально ничего не переоснащалось.
— Какой бы совет вы могли дать коллегам?
— Для начала нужно найти проектантов, которые уже имели опыт работы проектирования зданий именно для телеканалов. То же самое касается и строителей. Договориться с самого начала с подрядчиком и не пытаться рулить стройкой самостоятельно, потому что при отсутствии опыта это нереально. На время переезда нужно забыть обо всем другом, правильно было бы выделить группу, которая занималась бы только этим – планированием, руководством, стройкой, потому что это огромный объем работы и его трудно совместить с чем-либо.
Было бы неплохо заказать проект технологического комплекса на новом месте (кроме чисто строительного), причем заказать его с опережением стройки, то есть, все помещение проектировать именно под этот комплекс. Всегда нужно закладывать запас средств. Если уже понятно, что в ближайшее время решение о переезде будет принято, не нужно ждать, что это все как-то рассосется само по себе, чем больше вы оставите себе времени, тем лучше будет потом результат. Нужно представлять себе будущее здание в комплексе, общаться со смежными службами, я имею в виду звукорежиссеров, операторов и продюсеров, потому что если каждый будет пытаться строить отдельно нужную ему часть, ничего не получится.
— Расскажите немного о технической базе Нового канала.
— Из нашей технологической базы, кроме съемочного павильона, который мы скоро запустим, есть камеры ТЖК в количестве 20 штук и монтажный комплекс. У нас нет ПТС или каких-то других собственностей, все, что нужно, мы арендуем.
Новый канал сейчас уже вычерпал лимит этого здания по размещению чего-либо, то есть, если мы захотим расширить, к примеру, количество монтажек, это уже не получится. Какие-то камеры еще сможем принять, но мы очень ограничены, поэтому сейчас расширений никаких не планируем. Разве что можно говорить о постройке еще одного комплекса.
Мы закончили свои возможности в пределах этого здания и в пределах Нового канала по наращиванию собственного производства, а они растут постоянно, поэтому должно быть принято решение либо о создании отдельно взятого продакшна в рамках нашего холдинга, чего пока нет, либо Новый канал будет развиваться снова на арендованных площадях.
Сейчас пошел резкий бум собственного производства и программ типа скейтч-шоу, когда пара камер выезжает куда-то в замкнутое пространство как, например, в проекте Нового канала «Здравствуйте, я ваша мама», ничего сложного технологически в этом нет. Но если это грандиозное шоу, типа «Фабрики звезд» или «Украина слезам не верит», то мы полностью арендуем и оборудование, и помещение.
Автор интервью — Лидия Зинченко